Благотворительная помощь налогообложение 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Благотворительная помощь налогообложение 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).

Налогообложение организации-благотворителя НДС

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности на цели, поименованные в ст. 2 Закона N 135-ФЗ, не возникает обязанности по уплате НДС.

Такой вывод следует из пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, которым установлено, что безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, не подлежит обложению НДС.

Но для того, чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо иметь следующие подтверждающие документы (Письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153):

  • договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Данный договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);
  • акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время имеются отдельные арбитражные решения, согласно которым даже при отсутствии документов, подтверждающих целевое использование благополучателями товаров (работ, услуг), благотворитель имеет право воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Безвозмездная передача имущества, денежных средств в рамках благотворительной деятельности относится к целевому финансированию, поскольку обязательным условием договора о благотворительной помощи являются цели использования передаваемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг).

Товары (работы, услуги), имущество, денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и используемые налогоплательщиком по назначению, определенному источником такого финансирования (благотворительного пожертвования), не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае налогоплательщик обязан будет вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ), а по итогам налогового периода (календарного года) представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученного имущества (в том числе денежных средств) по форме, утвержденной Минфином России (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). Форма такого отчета представлена листом 07 в составе декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (в ред. от 16.12.2009).

Благополучатель — физическое лицо

В соответствии с Законом N 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица.

В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;
  • в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом N 135-ФЗ;
  • пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Напоминаем, что в бухгалтерском учете организаций не подлежат нормированию, а учитываются в полном объеме. Для отражения затрат на рекламу используется бухгалтерская запись: Дебет Кредит «Расчеты за оказанные услуги».

После того как стороны подписывают акт об оказании услуги, организация –спонсор производит зачет суммы предварительной оплаты, ранее перечисленной в счет оказания рекламных услуг: Дебет 60-1 «Расчеты за оказанные услуги» Кредит «Расчеты по предварительной оплате».

Пример 1. Организация – спонсор заключила спонсорский договор с организатором телевизионной программы. Эфир программы состоится 24 июля.

21 июня организация – спонсор в соответствии с договором перечислила организатору программы сумму спонсорского взноса в размере 590 000 рублей (в том числе НДС 18% – 90 000 рублей). Рабочим Планом счетом организации предусмотрено, что к счету открыты следующие субсчета: 60-1 «Расчеты за оказанные услуги»;

Гражданско-правовые отношения

Лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения в том числе спортивного, культурного или любого иного мероприятия, именуется спонсором. Реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре, признается спонсорской рекламой (п. п. 9, 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ О рекламе). При этом под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст.

3 Федерального закона N 38-ФЗ). Исходя из приведенных определений в данном случае организатор научной конференции (спонсируемый) распространяет информацию о спонсоре, т.е. осуществляет его рекламу. Таким образом, спонсорский взнос фактически является платой з

а оказание организации рекламных услуг, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (п. п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ).

Соответственно, правоотношения между сторонами подпадают под понятие возмездного оказания услуг, которое регулируется нормами гл. 39 Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст.

779 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

В данном случае договорная стоимость рекламных услуг равна сумме спонсорской помощи, подлежащей перечислению за оказанные услуги. Услуги оказываются после перечисления денежных средств, т.е. на условиях 100%-ной предоплаты, что не противоречит нормам ст. ст. 709, 783, п. 1 ст.

781 ГК РФ.

Прежде те компании, которые участвовали в благотворительности, получали некоторую выгоду, так как когда производился расчет налогооблагаемой базы, средства, направленные на благотворительность, к учету не принимались. Организации вправе были тратить на такие нужды не более 5% своего дохода. Деньги, направленные на благотворительность, подлежали учету в качестве расходов компании, а это позволяло значительно снизить налог на прибыль. Однако, в связи с этим стало возникать большое количество фиктивных фирм, которые уход от уплаты налогов прикрывали благотворительностью. Так дело обстояло до 2005 года.

На сегодняшний день организации вправе осуществлять благотворительность только за свет своей чистой прибыли, а какие либо вычеты по налогу не предусмотрены. Льготы предусматриваются только в некоторых регионах, в размере от 1 до 4,5% от части, подлежащей к уплате в региональный бюджет. Исключение составляют только те организации, которые осуществляют пожертвование в науку, культуру, здравоохранение, если они занесены в специальный перечень определенного ведомства.

Участники благотворительности

Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).
Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.

Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Облагается ли налогом помощь в целях благотворительности для рядовых организаций?

Помимо БФ участвовать в помощи нуждающимся могут и обычные юрлица. По НДС ситуация аналогична рассмотренной для БФ. Когда благотворитель делает пожертвование в виде товаров, работ, услуг непосредственно благополучателю, НДС на такую передачу не начисляется. Кроме того, при этих же благотворительных операциях в адрес благотворительной организации, которая зарегистрирована по всем правилам, НДС также не начисляется, поскольку такая передача не считается реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 39 НК РФ).

Для целей НП льгот у социально ответственных организаций нет. Благотворительные платежи не признаются в расходах согласно пп. 16 и 34 ст. 270 НК РФ.

Чтобы узнать больше о НП и быть в курсе последних изменений по этой теме, читайте статьи раздела «Налог на прибыль».

Даром не означает благотворительность

Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели были выделены средства и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Цели благотворительной деятельности определены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Приведем некоторые из них:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.

В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Соответствующие изменения в Закон № 135-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ. С этого года благотворительностью признается:

  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию творчества и воспитанию детей и молодежи.

Иные формы оказания помощи коммерческим организациям как финансовыми средствами, так и имуществом благотворительностью не признаются.

Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Кроме того, запрещается одновременно с благотворительной деятельностью проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.Такие условия прямо предусмотрены в Законе № 135-ФЗ.

ФАС Московского округа в Постановлении от 5 августа 2014 г. по делу № А40-155682/2013 отметил:

— «общеполезные цели должны либо учитывать национальные интересы того государства, в котором осуществляет деятельность то или иное лицо, либо направляться на достижение целей, приносящих пользу не только (не столько) жертвователям и одаряемому, сколько обществу в целом».

Судом рассматривалась ситуация, при которой неким Фондом заключено с Агентством международного развития (АМР) США Соглашение, цель Соглашения определена как поддержка программы мониторинга выборов в Российской Федерации. В ходе судебного заседания рассмотрены комментарии официального представителя МИД России о прекращении деятельности жертвователя в России по причине того, что характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы…. В результате судами установлено, что перечисление денежных средств в адрес фонда не может рассматриваться как произведенное на общеполезные цели и квалифицироваться для целей освобождения от налогообложения в как пожертвование.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

При оказании благотворительной помощи между благотворителем и благополучателем отсутствуют отношения по выполнению работ, оказанию услуг, а благотворительная помощь не относится ни к одному из перечисленных договоров.

Следовательно, при оказании благотворительной помощи физическому лицу у организации, на наш взгляд, обязанности по уплате страховых взносов не возникает.

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 17 указанного ПБУ в бухгалтерском учете расходы подлежат признанию независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы организации делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

Перечисленные средства (взносы, выплаты и т.д.), связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета расходы по выдаче благотворительной помощи подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».

Благополучателями для обобщения информации о движении средств, которые предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения, используется бухгалтерский счет 86 «Целевое финансирование».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Опасные и вредные производственные факторы при работе на высоте

Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Юридические лица должны показывать в бухгалтерских проводках осуществляемую ими благотворительную деятельность. Средства, перечисленные на благотворительные цели, должны отражаться на дебете 76 счета “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. В конечном счете, каждый акт милосердия сказывается на цифрах бухгалтерского баланса и особенностях начисления налогов по итогам отчетного периода.

Самый простой и удобный способ оказать финансовую поддержку на безвозмездной основе между двумя компаниями — это перевести денежную сумму с расчетного счета отправителя на расчетный счет получателя.

Когда перевод осуществляет физическое лицо, есть несколько вариантов:

  • перевод с личного расчетного (кредитного или зарплатного) счета на счет благотворительного фонда;
  • внести наличные средства в кассу организации;
  • написать заявление по месту работы с просьбой делать ежемесячный перевод на счет указанного фонда из заработной платы;
  • перевести средства через сотовый телефон (посредством смс) или используя интернет-сервисы.

Если рассмотреть ситуацию с благотворительностью на Западе, то никаких рычагов для развития этого дела государство не имеет. В европейских странах компании или простые граждане, желающие заниматься помощью людям, животным или окружающей среде, не имеют никаких льгот и поблажек от государства.

В США для предприятий-благотворителей существуют поблажки при налогообложении. Свои расходы на благотворительность они могут списывать на уменьшение итоговой суммы для исчисления налога.

Благотворительность — дело благое и добровольное. Государство может и должно его поощрять, но если меценаты и спонсоры будут получать за это существенные бонусы от государства, то благотворительность превратится во взаимовыгодные отношения и перестанет быть просто проявлением человечности.

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.
Читайте также:  Как получить ветерана труда в Тамбовской области в 2023 году

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

  • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
  • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

Для НДС налогоплательщиками являются любые организации (п. 1 ст. 143 НК РФ). Обязанность представлять декларации лежит на всех налогоплательщиках (п. 5 ст. 174 НК РФ), поэтому нулевые декларации должны быть поданы даже при отсутствии налогооблагаемых операций.

В связи с чем благотворительная деятельность не попадает под НДС? Если в качестве помощи безвозмездно передаются деньги, то объекта налогообложения для НДС не возникает согласно ст. 146 НК РФ. Если же происходит передача товаров или имущественных прав, то действует подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, по которому такие операции (кроме подакцизных товаров) НДС не облагаются. Для подтверждения таких свободных от НДС операций необходимо:

  • соблюдать цели БФ согласно уставу;
  • иметь документы, подтверждающие безвозмездную передачу.

Если получатель помощи — юрлицо, такими документами могут быть договор с получателем, акты приемки-передачи. Для физлиц нужен документ, подтверждающий, что помощь получена (письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-07-07/66).

На БФ, осуществляющие и облагаемые, и необлагаемые НДС операции, возложена обязанность вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), правила которого указываются в учетной политике. По закупкам в целях благотворительности входящий НДС учитывается в стоимости покупки и к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). По закупкам в целях коммерческой деятельности НДС может быть принят к вычету, а реализация будет объектом для начисления налога.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ при подаче соответствующего заявления в налоговый орган есть возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по благотворительным операциям — тогда можно принять к вычету соответствующий входящий НДС, что иногда получается выгоднее.

Налогообложение благотворительных взносов

^К началу страницы

Петров Н.К. получил за прошедший год доход в размере 400 000 рублей, при этом его работодатель уплатил с его доходов НДФЛ по ставке 13% в размере 52 000 рублей:

НДФЛ = 400 000 руб. х 13% = 52 000 руб.

В течение года Петров Н.К. перечислил на благотворительные цели 130 000 рублей.

В начале следующего года Петров Н.К. подал в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию с заявлением и копиями банковских выписок о перечислении денежных средств на благотворительность.

Максимально возможный размер вычета составляет 25% от суммы дохода, или 400 000 х 25% = 100 000 рублей.

Расходы на благотворительность в 130 000 рублей больше максимально возможного размера вычета в 100 000 рублей, поэтому НДФЛ с учетом расходов на благотворительность будет рассчитываться налоговым органом из суммы в 300 000 рублей:

НДФЛ = (400 000 руб. – 100 000 руб.) х 13% = 39 000 руб.

Поскольку работодатель уже уплатил за прошедший год с доходов Петрова Н.К. НДФЛ в размере 52 000 рублей, налоговый вычет составит 52 000 руб. – 39 000 руб. = 13 000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *